Московский Патриархат  Санкт Петербургская епархия

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

 История создания Церковь в XIX - XX вв. Советский период Возрождение святыни

Церковь в XIX - XX вв.

      Церковь весьма сильно пострадала в наводнение 7 ноября 1824 г., как внутри, так и снаружи, ограда обрушилась во многих местах, нижняя часть стен и пол были очень повреждены, но при пособии учрежденного в то время комитета и усердием церковного старосты, церковь была скоро исправлена. Старостой с 1814 по 1834 г. г. был санкт-петербургский купец Михаил Эртов, при котором была "исправлена и возобновлена" нижняя церковь, а праздничный чин верхнего храма был украшен серебряными ризами.
      К 1843 г. сооружаются новые иконостасы нижнего храма.
      В 1844 г. у Великой Княгини Ольги Николаевны и обер-прокурора Св. Синода графа Н. А. Протасова возникла инициатива восстановления в столице женского монастыря.
      12 марта 1844 г. граф Протасов вошел к Императору Николаю I с докладом о пользе учреждения в столице женского монастыря, "дабы лица женского пола могли... находить во святой обители деятельные примеры благочестия и руководство во истинных правилах Православия, тем более что русский народ привык видеть обители иноков и монахинь во всех значительных городах Империи".
      Государь повелел Синоду представить соображения по учреждению обители, и тот, по сношению с митрополитом Антонием, нашел удобным основать монастырь при Благовещенской церкви на Васильевском Острове, потому что: а) самая церковь построена и внутри расположена так, что соответствует потребностям обители; б) при ней есть несколько готовых домов и достаточное пространство земли, а также рядом находится Синодальное подворье, которое могло быть использовано для размещения в нем келий. Все это и послужило причиной устройства монастыря при храме.
      14 марта 1845 г. все вышеуказанные предположения Св. Синода высочайше утверждены и указом Синода от 3 апреля того же года предписано было "преобразовать приходскую Благовещенскую церковь в монастырскую, и все ее имущество, денежные суммы, земли в разных местах и существующие на них дома приказать местным священнослужителям с церковным старостой передать в ведение монастыря". В июле 1845 г. в столицу прибыли из Горицкого монастыря Вологодской Епархии несколько сестер, во главе с известной подвижницей благочестия игуменией Феофанией (Готовцевой). Но Благовещенская церковь сделалась только временным местопребыванием женского монастыря. Огромный проект, по возведению целого монастырского ансамбля на территории прихода, Государь не одобрил. Дело в том, что в то время заканчивалось сооружение через Неву постоянного моста (первое его наименование - Благовещенский, позднее - Николаевский, ныне им. Лейтенанта Шмидта), а в связи с этим увеличивалось и народонаселение Васильевского Острова. Указывалось, что "с устройством Николаевского моста через Неву, шум и суета увеличатся, и 8-я линия Васильевского Острова сделается почти продолжением Невского проспекта". А потому Его Императорскому Величеству угодно было, дабы для этого монастыря избрано было другое, вне города, свободное место.
      Новым местом для женского монастыря в 1848 г. назначен был парк близ Московской Заставы. В 1854г., когда отстроены были церковь и кельи в новой обители, инокини были переведены туда на постоянное место жительства. Благовещенская церковь указом Святейшего Синода от 1 июня 1854 г., возвращена была прежним прихожанам. Но, тем не менее, история храма оказалась связана с жизнедеятельностью знаменитой отечественной подвижницы благочестия игуменьи Феофании, под руководством которой, в течение десяти лет, в Благовещенском приходе существовала женская обитель.
      Скончалась матушка Феофания в глубокой старости. К концу своей жизни она достигла прозорливости. На ее могиле творились чудеса. Похоронена она в основанном ею Новодевичьем монастыре (Московский проспект, 100).
      В 1855 г., "усердием доброхотных дателей" была написана и пожертвована храму икона Господа Вседержителя с припадающими Преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, представляющая собой точный список с чтимого образа начала 16 века, находившегося на Спасской башне Московского Кремля. Утраченная в советское время икона была написана художником Молевым на липовой доске (размер 213x142), обложена серебряной, вызолоченной через огонь ризой (вес около 25 кг.), поставлена в деревянную вызолоченную раму с зеркальным цельным стеклом. Икона сия была замечательна по изяществу живописи чисто византийского стиля и благолепию оклада, находилась на наружной алтарной стене храма. Под иконой была помещена памятная медная доска (сохранившаяся и по сей день), на которой находилась следующая надпись: "Благоволением Всеблагого Бога преписася святый образ сей с древнего, иже на Кремлевских Спасо-Флоровских вратах в Москве, до сего за 300 и более лет писанного, и в 1812 году благодатию чрез неразрушение знаменованного, и ризою сребропозлащенною обложися и утвердися в свято-алтарной стене сей в молитвенное взирание всех христиан православных и в ограждение царственного Петрозданного града сего усердием доброхотных дателей в лето от сотворения мира 7364 воплощения же Бога Слова 1855 царствования же Александра II".
      От 21 января 1858 г. в церковной метрической книге есть интересная запись: "... по указу Санкт-Петербургской духовной консистории в следствие собственного прошения состоящий при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел Коллежский Регистратор Масда Кумедзаймон из языческой веры Будды просвещен Святым Крещением с наречением ему имени Владимир и с принятием по желанию его фамилии Яматов 38 лет, протоиереем Николаем Садальским. При сем таинстве восприемниками были: коллежский советник Иосиф Антонович Гошкевич и Двора его Императорского Величества Статс Дама Прасковья Ивановна Метляева, урожденная Графиня Салтыкова".
      Событие для России середины XIX столетия исключительное. Столичная пресса писала: "21 января в церкви Благовещения на Васильевском Острову принял Святое Крещение японец, известный сотрудник г. Гошкевича по изданию японского словаря... Этот природный японец едва ли не единственное существо в своем роде в целой России. В отечестве он был монахом, пристал к посольству графа Путятина в качестве учителя японского языка, согласился ехать в Россию и попал вместе с русскими в плен к англичанам. В последствии возвратились они кругом Света в Петербург. Японец принял наше подданство и научился порядочно говорить по-русски. Он хорошо знает свой язык, бойко пишет по-китайски, знает литературу своего отечества и вообще любознателен. При возникающих теперь наших отношениях с Японией, весьма было бы полезно учредить при университете кафедру японского языка" ("Северная пчела" 23 января 1858г.)
      Благодаря именно этому событию в начале семидесятых годов, когда встал вопрос о строительстве православного храма в Токио, а также о средствах, необходимых для поддержания Духовной миссии в Японии, Благовещенскую церковь посетил иеромонах Николай (Касаткин), будущий Святитель Николай Японский. Была отслужена Божественная литургия, посвященная сбору средств.
      В 1861 г. открываются честные мощи Святителя Тихона Задонского, и у Благовещенского храма приближается столетний юбилей со дня его освящения новоявленным угодником Божиим.
      15 сентября 1862 г., вместо учрежденной И. И. Чиркиным богадельни, при храме было открыто одно из первых в России и в последствии значительнейших в столице "Общество вспомоществования приходским бедным".
      Проект устава предложенного общества, написанный священником Н. Н. Делициным, при участии сослуживцев, отличался обстоятельностью, ясностью и практичностью, которая тотчас же принесла ему утверждение, как только он был рассмотрен надлежащими ведомствами. Этот проект лег в основу почти всех уставов приходских благотворительных обществ в Петербурге, учрежденных позднее.
      Проект устава был рассмотрен и утвержден митрополитом Санкт-Петербургским Исидором 12 октября 1862 г. Владыка-митрополит, на прошении об открытии общества, положил резолюцию: "именем Господним благословляю представленный причтом Благовещенской церкви проект привести в исполнение". Целью общества было поставлено оказывать пособие бедным, беспомощным, вдовам, сиротам, престарелым, увечным, больным, малоимущим, большим семействам и т. д. - отделяя истинную бедность от нищенства, происходящего от привычки к праздности и бродячей жизни. Участники общества разделялись на три категории: члены-благотворители - делающие ежегодный денежный взнос, члены-сотрудники - оказывающие бедным личную помощь (врачи, содержатели мастерских и т. п.) и члены-попечители или члены-распорядители, на обязанность которых было возложено собирать сведения о бедных, удостоверяться в действительной их нужде, узнавать об образе их жизни и нравственности.
      Вот краткая история Благовещенского благотворительного общества. Первые десять лет своего существования общество, в основном, проявляло себя в выдаче денежных "вещевых" пособий приходским бедным. Пособия доставлялись прямо на дом, оказывалась помощь бесприютным детям, старикам. Не имея в начале своей деятельности помещения, общество оплачивало обучение бедных детей в различных мастерских и школах, где состоял законоучителем священник Н. Делицын. В марте 1873 г., по предложению Н. Я. Воронина, общество открыло бесплатную квартиру на восемнадцать человек, для тех бедных, престарелых, которые не имели собственного сухого теплого угла.
      В феврале 1874 года прихожанин Благовещенской церкви Г. М. Похотин пожертвовал четыре тысячи рублей для образования капитала, с целью построить свой приют. Вокруг храма был большой участок церковной земли, и не было надобности тратить крупную сумму на покупку новой.
      Архитектор академик Карл Николаевич Вербицкий, живший в районе прихода, принял на себя безвозмездное составление плана постройки и наблюдения за работами. Прихожане И. С. Христофоров и А. Ф. Гусев пожертвовали более тридцати кубических сажен бутовой плиты. 21 мая 1875 г. совершена торжественная закладка, и вскоре каменный двухэтажный дом был уже готов, и "весьма благоприличный", работа обошлась в 20000 рублей. Таких денег общество не имело, но всегда случалось так, что если при постройке была острая нужда в чем-либо, необходимое являлось как бы само собой - деньги ли то, материалы или рабочие руки.
      В построенном доме общество поместило три учреждения: дешевые квартиры, приют для престарелых и приют для детей. В дальнейшем в приюте открывается своя школа, в которой кроме Закона Божьего обучают арифметике и грамоте.
      В 1881 г. купец А. И. Тимофеев, умерший третьего мая, завещает обществу почти все свое крупное состояние в 30000 руб. с тем, чтобы общество выстроило новый дом, специально для приюта малолетних девочек. В сентябре 1883 г. новый приют был построен. В нем, наряду с общими дисциплинами, обучали церковному пенью, и с середины восьмидесятых годов, приютские девочки уже самостоятельно могли петь на клиросе.
      Чудесное событие 17 октября 1888 г. (17 октября 1888 г. в Харьковской губернии близ станции Борки потерпел крушение царский поезд. Только по милости Божией чудесно уцелела вся царская семья. Погибли и пострадали многие. Вагон, в котором находился Александр III с Его царственной семьей, был весь разрушен, пол и потолок провалились - но из всех этих обломков непостижимым образом составилось тесное и совершенно безопасное место для Государя и всех членов царской фамилии. Чудесно уцелел и образ Спаса Нерукотворного; мало того: лампада перед ним не погасла, не разбился и застекленный киот иконы Спасителя.), взволновавшее всю русскую землю, на жизни Благовещенского общества отразилось решением построить особый дом с благотворительными целями, в память этого события. Дом предназначался для заштатных членов причта их вдов и сирот. Но по решению совета обществ там могли быть помещены и другие лица. Общество приступило к осуществлению своего замысла, имея в своем распоряжении менее 1000 рублей, но едва было начато дело, по милости Божией появились и средства. К зиме 1889 г., трехэтажный каменный дом, строившийся по плану того же архитектора академика К. Н. Вербицкого, был уже вчерне готов. Главным жертвователем оказалась вдова коммерции советника А. А. Белова - она пожертвовала 25000 рублей; санкт-петербургская купеческая сестра М. А. Кобылина пожертвовала 5000 рублей; архитектор К. Н. Вербицкий собрал около 750 рублей. Мануфактур советник И. А. Осипов и потомственный почетный гражданин П. М. Банухин пожертвовали по 500 рублей, В. А. Лохов и А. Г Христофорова по 200 рублей. Весь дом обошелся в 38500 рублей. С постройкой дома, число дешевых квартир, имеющихся в распоряжении общества, превысило семьдесят: тридцать в старом доме и свыше сорока в новом.
      В 1885 г. по инициативе священника И. И. Панова при приходе был открыт склад религиозно-нравственной литературы, организована продажа книг и учреждена приходская библиотека.
      Пользуясь всегда сравнительным достатком, Благовещенское общество проявляло себя и вне своего прихода. Так в 1868 г. было собрано для голодающих в России около 600 рублей, в 1873 г. - свыше 400 рублей для голодающих в Самарской губернии, в 1891-92 гг. всего на голодающих около 2300 рублей и свыше 300 пудов сухарей. За 33 года общество записало на приход 344624 рубля 94 копейки, записывая в среднем по 10500 рублей в год.
      К 1878 г. приход церкви составляли 2022 души мужского и 2209 женского пола, причем число дворянских дворов - 26, купеческих и мещанских вместе взятых - 28. Приход простирался от 3 линии до Смоленского поля и кладбища и от Среднего проспекта до Малой Невки. К 1899 соответственно, 3975 и 5565 душ, 315; домов, церковный капитал составлял 15721 рубль.
      Вот неполный список благотворителей Благовещенского общества. Во главе состоял Иван Автономович Тимофеев, по завещанию которого общество получило свыше 125000 рублей. За ним - вдова коллежского советника г. А. А. Белова Агриппина Авксентьевна, за несколько месяцев перед своей кончиной пожертвовавшая обществу 25000 рублей, обусловивших постройку "третьего" дома. Гавриил Михайлович Пахотин - 4000 рублей, А. Б. и И. А. Шуховы по 1000 рублей, супруги Максим Абрамович и К. В. Абрамовы -1000 рублей. Г. М. Пахотин, поселившийся в районе Благовещенского прихода, всегда отличался выдающимся усердием к храму и заботами о его благолепии. Лучшие иконы и ризы в Благовещенской церкви были его пожертвованиями. Он же пожертвовал колокол в 500 пудов. По его завещанию в 1895 г. общество получило освободившийся по закладной капитал в 16959 рублей. П. П. Демидов, князь Сен-Донато пожертвовал железа на 1080 рублей, графиня М. А. Стенбок-Фермер тоже пожертвовала железа на 864 рубля. Архитектор Карл Николаевич Вербицкий (почетный член) не взял следовавших ему 600 рублей, подобным же образом поступили подрядчики Л. К. и И. К. Кирилловы, В. Е. Владимиров, И. Г. Григорьев, И. А. Федоровский и другие.
      В ряду жертвователей, составивших неприкосновенный капитал общества, главнейшие: Г. Д. Пелагин - 5000 рублей, Е. А. Ильенкова (почетный член) - 2000 рублей, В. А. Любавская (почетный член) - 900 рублей и многие другие.
      В 1900 г. торжественно отмечалось 150-летие со дня основания церкви. В 1911 г. Благотворительным Обществом при Благовещенской церкви была образована специальная комиссия для ремонта храма, в которую входил "местный архитектор-художник" М. Ф. Еремеев, почетный член общества. Ему же было поручено наблюдение за работами. На средства общества был произведен ремонт как фасадов, так и нижнего храма: "Вся церковь с колокольней и часовней, а также со всеми столбами ограды участка со стороны фасада перетерта, с исправлением на местах штукатурки и окрашена известковым раствором и колером. Почти вся крыша была перекрыта новым железом, вычищены кресты кислотным раствором на колокольне и шести главах церкви. Все крыши загрунтованы и закрашены патентованной зеленью, со всеми частями, поясками и подоконниками. Закрашены в колокольне во всех ярусах балки у колоколов, перила, водосточные трубы и др. Внутри храма при входе в алтарь исправлен пол, в алтаре и по храму переделаны три калорифера, окрашены все стены с орнаментовкой, а также потолки. Во всех трех алтарях окрашены стены и потолки с орнаментовкой священными изображениями. В алтарях пол разделан под паркет. Перезолочены церковным золотом все три иконостаса. Вычищены все иконы по стенам храма, всего 65 икон. Высеребрены 16 штук подсвечников, 46 штук лампад, одна бронзовая вызолочена, вычищены три пары хоругвей, три пары приобретены вновь. По всей нижней церкви старые электрические провода заменены новыми". Средства на ремонт общей суммой 6806 рублей выделили благотворители, казначей Общества (он же церковный староста) Константин Иванович Христофоров, Михаил Дмитриевич Корнилов (работами), кожевенные заводы и товарищество "Осипов и Компания", наследники фабрики Печаткина, Матр. Ал. Волкова, Никита Гр. Петров и др.
      К 1915 г. Благовещенскому Обществу принадлежало пять каменных домов на церковной земле.
      К Благовещенской церкви приписана каменная часовня (угол 7-й линии и Малого проспекта). 17 октября 1901 г. при ней была открыта церковно - приходская школа для мальчиков, содержащаяся на средства того же благотворительного общества.
      Всех членов общества в 1903 было: почетных 7, пожизненных 25, благотворителей 76, попечителей 37 и сотрудников 7.
      В 1912 году некоторые предметы убранства храма демонстрировались на выставке "Ломоносов и Елизаветинское время".
      В числе почитаемых святынь храма были Крест с частью Животворящего древа, частицею камня гроба Господня и с 18 частицами Святых угодников Божиих, другой Крест на иконе Благовещения с шестью частицами Святых мощей. Упомянутая выше икона Спасителя на наружной алтарной стене храма. Икона Знамения Пресвятой Богородицы - точная копия иконы Знамения, находящейся в Новгороде; замечательна весьма искусным письмом древнего характера. По надписи на ней было видно, что она писана в 1706 г. сентября 5 дня. Икона Успения Пресвятыя Богородицы в сребропозлащенной ризе, на ней надпись: "Изображение и мера чудотворной иконы Успения Пресвятыя Богородицы, яже обретеся в Лавре Киевопечерской, над царскими вратами" 1762 г. февраля 22 дня Тихвинская икона Божей Матери, на лето переносимая в верхнюю церковь, и образ Святого Мученика Харлампия, день памяти которого 10 февраля совпадал с днем рождения Петра III.
      Из настоятелей храма особую память оставили протоиереи Иоанн Исполатов (+ 1890 г.), при котором храм стал "одним из замечательнейших приходов столицы", протоиерей Иоанн Демкин, прослуживший в храме с 1861 г. до своей кончины (+1916 г.).


 


   В случае возникновения технических проблем просьба обращаться к администратору сайта
sailens@yandex.ru

 

copyright © 2004 Teolog.Ru
design by Oleg Salnikov

Hosted by uCoz