|
История создания
Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Воздвижения Честного и
Животворящего Креста Господня возведена в 1749-1762 гг. и является одним из старейших храмов
Санкт-Петербурга. Храм Благовещения находится в числе наиболее своеобразных с архитектурной и
градостроительной точки зрения сооружений Васильевского острова.
Высокая пятикупольная церковь с отдельным куполом над алтарём и трех-ярусной колокольней
несколько необычна для петербургской церковной архитектуры и своим внешним видом скорее напоминает
московские храмы.
Благовещенская церковь имеет 3 этажа и является самым большим
по числу престолов (их 7) храмом
Санкт-Петербурга. Она представляет собой уникальный памятник русского зодчества середины XVIII в.,
по сочетанию в себе разностильных элементов. В её архитектуре, не имеющих аналогов как в Петербурге,
так и в Москве, соединяются черты допетровского и консервативного русского, т.н. провинциального
церковного строительства XVIII-начала XIX в.в. Во внешнем облике храма изящно переплетаются
классические черты и стиль раннего петербургского барокко. Велико градостроительное значение храма
в панораме Васильевского острова, особенно с Петроградской стороны - своим завершением он вносит не
традиционный для города и тем особенно интересный "русский акцент". Елизаветинское барокко, в период
расцвета которого возводился храм, не нашло отражение в его внешних формах.
Первоначально на этом месте был построен временный деревянный храм. Инициатором и руководителем
строительства как деревянной, так в последствии и каменной Благовещенской церкви был
Санкт-Петербургский купец Иродион Степанович Чиркин и его сын Иоанн. Род Чиркиных происходил из
г. Серпухова, откуда в 1713г. прибыл в столицу Иродион Чиркин. Купцы Чиркины владели большими
участками земли на Васильевском острове, от 1-ой до 6-ой линии и от Малого пр. к Малой Неве и
Чёрной речке (ныне река Смоленка), где у них размещались пивоваренные заводы.
Выписка Санкт-Петербургского духовного управления от 10 декабря 1740г. сообщает, что по
Императорскому указу и по определению Святейшего Правительствующего Синода, кабинетом Его
Императорского Величества вынесена резолюция "...о построении на В.О. за Малою першпективою между
7 и 8 линиями святые церкви, на первое время деревянныя, а со временем впредь и каменныя. К тому
всему сообщен план, по которому и строить под присмотром Осипа Трезина* позволено.
Велено на оном
месте по опробованному плану ныне прежде деревянную, а потом и каменную, святыя церкви строить
позволить и которая когда построиться убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием"...
Из С.Петербургского духовного управления указ выдан 14 декабря дня 1740 г. (орфография по архивным
документам).
Исходя из данного документа, можно утверждать, что проектировка и последующая застройка церковного
участка, велась под руководством одного архитектора. Хотя имя автора каменной, доныне сохранившейся
церкви, считается неизвестным, можно, с большой долей уверенности, наконец, назвать его имя. Это -
Джузеппе (Иосиф) Трезини.
17 марта 1741 г. состоялась торжественная закладка храма, которую совершил Преосвященный Варлаам
архиепископ Киевский. В мае 1741 года в Синод было отправлено доношение василеостровских жителей об
окончании строения деревянной церкви. Вскоре был освящен придел во имя Святителей Московских Петра,
Алексия, Ионы и Филиппа. Престол во имя Благовещения был освящен 28 марта 1742 года в четвертое
воскресенье Великого Поста.
Интересен, с исторической точки зрения, состав прихожан нового храма. Среди них преобладали
достаточно высокопоставленные государственные служащие, чиновники и военные. Это санкт-петербургские
купцы Иродион Чиркин и Иван Чиркин, генерал-майор Петр Михайлович Шипилев,
генерал-лейтенант Михаил
Семенович Вахрушев, бригадир Иван Маслов, офицер-пехотинец Артемий Шишков, князь Михаил Иванович
Щетинин, обер-секретарь Сената Павел Севергин; секретари Сената Алексей Федоров и Ермолай Тишин,
секретари военной коллегии Стефан Тарасов и Дмитрий Муранов, секретарь ревизионной коллегии Андрей
Иванов и канцелярист Иван Гр. Постников, экзекутор Синода Стефан Тарасов, канцелярист камор-конторы
Спиридон Зубков, купец Антон Михайлов, профессор Императорской Академии Наук, известный поэт и
первый русский филолог Василий Кириллович Тредиаковский, и, наконец, прихожанином церкви в 1753
году являлся Михаил Васильевич Ломоносов.
С 1738 года при церкви, "на месте сухом и высоком", по доношению комиссии о санкт-петербургских
строениях, основывается кладбище. Оно было достаточно привилегированным: за предоставление места
требовалось внести не менее десяти рублей "на церковное строение", а кроме того, выложить кирпичом
склеп. Среди прочих на кладбище были погребены: знаменитый путешественник-исследователь и автор
"Описания земли Камчатки" Степан Петрович Крашенинников (1711-1755), академик Андрей Константинович
Мартов, механик и машиностроитель, создатель оригинальных токарных станков, основатель механических
мастерских в Санкт-Петербургской Академии Наук. На его надгробии говорилось, что он "служил с честию
и славою государю Петру I, Екатерине II, Петру II, Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, оказавшему
отечеству многие важные услуги по различным государственным делам, родился в Москве, в 1680 -
скончался в Санкт-Петербурге, в 1756 году". На кладбище были также похоронены известный литератор
и издатель Ф. А. Эмин (1735-1770), генерал-"ракетмейстер" Николай Григорьевич Гурьев (1723-1770),
строитель храма Купец Иоанн Чиркин, гравер М. И. Махаев, зодчий А. Ф. Кокоринов.
В 1749 году, южнее деревянной церкви, Иродион и Иоанн Чиркины начали строительство каменной церкви
по благословению архиепископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского Феодосия. 24 мая 1750 года
состоялась закладка храма. Строительство каменного храма велось "без
поспешности", в связи с
наличием деревянного храма.
27 августа 1762 года причт, попечители и именитые прихожане храма подают ходатайство на имя
правящего архиерея об освящении устроенного к тому времени в нижнем "аппартаменте" (этаже) нового
каменного храма, южного придела во имя святых мучеников и бессребренников Кира и Иоанна. Редкость
сего наименования объяснялась тем, что в день памяти этих святых, 28 июня 1762, Екатерина II пришла
к власти. В связи с этим событием, в Москве были назначены торжества для предстоящего священного
коронования императрицы Екатерины II. Весь Святейший Синод отбывал в Москву для участия в этих
торжествах; в то же время молодому епископу Тихону (будущему Задонскому Чудотворцу) Кексольмскому
и Ладожскому, викарию Новгородскому, повелено было прибыть в Петербург, для председательствования
в синодальной конторе. 15 сентября 1762 года Святитель Тихон освящает престол во имя Святых
Мучеников и бессеребренников Кира и Иоанна. Так промыслительно, Господь связал историю
Санкт-Петербургской Епархии и храма Благовещения Пресвятой Богородицы с жизнью и деятельностью
великого угодника Своего, Святителя Тихона Задонского Чудотворца, подвижника и молитвенника Земли
Русской.
15 августа 1763 года был освящен придел в честь Зачатия Святого Пророка Предтечи и Крестителя
Господня Иоанна на хорах (в мансардном помещении) верхней церкви.
2 сентября 1763 года был освящен северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
7 сентября 1763 года освящается главный алтарь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
К 1763 году деревянная церковь была разобрана. Место церкви после ее разборки было обозначено
крестом в деревянной ограде на месте алтаря. В конце девятнадцатого века там был устроен каменный
четвероугольный камень.
13 сентября 1773 года был освящен главный придел верхнего храма во имя Обновления храма Воскресения
Христова в Иерусалиме.
Строительство колокольни закончено несколько позднее, к 1780 году. Колокольня церкви является самой
высокой на Васильевском острове, ее высота 42 метра, крест имеет высоту четыре метра.
В 90-х годах XVIII в. ведутся работы по расширению храма. К алтарной части пристраивается довольно
редко встречающаяся обходная галерея, что делает алтарь более просторным и удобным для богослужебных
целей. Прежняя фасадная стена, таким образом, оказалась внутри этой галереи; в нынешнем алтаре
сохранился, бывший наружным, киот, в виде ниши. По окончании работ в 1796 г. главный придел верхнего
храма был переосвящен в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Продолжаются работы
по благоустройству храма. Надстраиваются боковые приделы 1-го этажа. Левый - освящается во имя
праздника Сретения Господня. Правый придел, - во имя святых Кира и Иоанна, переименовывается во имя
Святителя и Чудотворца Николая. Усердием надворного советника Гр. И. Шарапова устраиваются два придела
в верхнем храме по обеим сторонам главного престола, южный во имя Св. Пророка Илии и северный в честь
Покрова Божьей Матери. Освящены 19 августа 1806 г. митрополитом
Амвросием (Подобедовым), с участием
благочинного протоиерея Андреевского Собора Стефана Семенова.
|