|
Возрождение святыни
В сентябре 1992 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн обратился к городским властям с
просьбой о передаче здания храма Санкт-Петербургской епархии. В ответ на обращение, Президиум Петросовета выпустил распоряжение передать
Санкт-Петрбургской епархии второй и третий этажи, сначала неофициально, с 3 декабря 1992 г. 14 июля 1993 г. дирекция управления
"Спецмонтаж-автоматика" ходатайствовала о сохранении за ними помещений первого этажа до 1999 г. Однако, согласно распоряжению КУГИ от 28
июня 1994 г., здание Баговещенской церкви передавалось в безвозмездное и бессрочное пользование Санкт-Петербургской епархии. Нижняя церковь
была передана приходу 24 октября 1994 г.
В соответствии с Указом Президиума РФ от 20 февраля 1995 г., здание храма получило статус памятника
архитектуры республиканского значения.
Так с декабря 1992 г., начинается новая история храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что на
Васильевском острове. Первые усилия к возрождению храма приложил приснопамятный протоиерей Стефан Дымша (+ 15 ноября 1994 г.). Нелегкими
были первые шаги по восстановлению приходской жизни. Люди, работавшие в "Спецмонтаж-автоматике", привыкшие в течение многих лет видеть
в храме лишь завод и мастерские и приходившие туда к своим станкам, не верили происходящему. Иногда, по чьей-то злой воле, на пути совершавшегося
Крестного хода, вываливались горы мусора. Но приходская жизнь возрождалась. Первое богослужение было совершено в праздник Введения во храм
Пресвятой Богородицы 4 декабря 1992 г. Первый крест был воздвигнут на храм к празднику Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1994 г.
В 1996 г., накануне престольного праздника Благовещения, был воздвигнут крест на колокольне храма (высота креста 4 метра, высота колокольни
42 метра). Так постепенно храм увенчался всеми своими некогда утраченными крестами.
В 1998 г., к празднику Благовещения, был восстановлен центральный Крестовоздвиженский придел второго этажа
(площадь вместе с солеёй 180 кв. м).
13 (26) сентября 1998 г. состоялось главнейшее событие в жизни прихода. В этот день, Высокопреосвященнейший
Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский совершил освящение Крестовоздвиженского алтаря и всего храма на втором этаже. В своей
проповеди Владыка отметил, что Господь судил так, что освящение пришлось именно на тот день, когда 226 лет назад (в 1772 г.) 26 сентября
(13-го по старому стилю), в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, первый раз освещался новосооруженный придел,
в котором мы сейчас и находимся. По сложившейся традиции, каждый престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля),
совершает богослужение правящий архиерей Санкт-Петербургской митрополии Высокопреосвещеннейший митрополит Владимир.
В настоящее время, основные восстановительные работы ведутся в центральном куполе. Живопись
в куполе утрачена, необходимо ее полное восстановление. По завершении этих работ будут сниматься два уровня
перекрытий, установленных в советское время. В ходе реставрационных работ в 1998 г., почти на всех стенах храма второго этажа
раскрыты большие фрагменты живописи, как на библейские сюжеты, так и на церковные праздники. Фрагменты стенной живописи представляют
собой обширные плафоны и панно в орнаментальном обрамлении. За первым перекрытием 1930-х годов можно видеть сюжеты, посвященные
престольному празднику главного алтаря верхнего храма, Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. Это редкие иконографические
сюжеты. На южной стене - Обретение Креста Господня в 326 г. Св. Равноапостольной царицей Еленой. На северной стене - возвращение Животворящего
Креста Господня из персидского плена. Над обоими сюжетами фигуры Евангелистов, также в орнаментальном обрамлении. На западной стене -
фрагмент Несения Креста, большая часть изображения утрачена, так как в 1930-е годы на месте алтарной стены
Зачатьевского придела, пробит
дверной проем и сохранились лишь фигуры воинов, выше - изображения двух ангелов, как бы взирающих на происходящее действо, - все в орнаментальном
обрамлении. Манера живописи - позднеакадемическая, с чертами русско-византийского стиля, орнаменты (геометрический и растительный) выполнены
в том же стиле, само качество, по мнению специалистов, высоко профессиональное. Живопись находится в сравнительно хорошем состоянии, выполнена в
середине XIX в., автором, вероятнее всего, был известный мастер церковной настенной живописи академик Роман Федорович Виноградов (+1874 г.).
В центральной части Крестовоздвиженского придела на потолке открыт плафон с изображением Библейского сюжета:
Ной приносит благодарственную жертву Богу после всемирного потопа, о чем свидетельствует характерное изображение радуги (см. Быт. 8, 20; 9, 12-14).
Сюжет довольно редкий, аналогов которому пока не найдено. Размер плафона около 100 кв. м., манера живописи акемическая.
На третьем этаже в Зачатьевском приделе раскрыты пять сюжетов, исполненных на холсте в виде печатей. Эти сюжеты представляют
собой фрагменты из Апокалипсиса, под каждой печатью - надпись с отрывком из книги Откровения и указанием соответствующей главы. Манера исполнения совершенно иная,
чем в главном храме - близка к барочной, сохранность худшая. Из былого великолепного убранства храма до наших дней ничего не сохранилось, хотя по архивным данным
"Исторической справки" видно, что в процессе "ликвидации" прихода, церковные ценности передавались в Эрмитаж. В настоящее время в Свято-Троицкой церкви ("Кулич
и Пасха") находится иконостас Зачатьевского придела. Он сохранился в значительной части (кроме Царских врат и фигур Ангелов), но передача его невозможна, так
как иконостас с конца сороковых годов определен в действующем храме.
Для воссоздания и реставрации храма потребуется немало сил и капиталовложений.
Необходимо, чтобы храм сей предстал пред нами в своем былом великолепии.
Исторический очерк составлен, на основании Исторической справки по архивным материалам,
протоиереем А. Дьяконовым и А. В. Берташем, старшим научным сотрудником института Ленпроектреставрация, ведущим специалистом
КГИОП.
|